По мере приближения срока завершения моего мандата, я стал размышлять о тех годах, что я провел на этой позиции, а именно о том, насколько изменился мир всего лишь за шесть лет с момента начала моего мандата, созданного Советом по правам человека ООН.
Октябрь 2010. Разве мог кто-либо предположить, что принесут нам 2011-2017 годы?
В то время права на свободу мирных собраний и объединений терялись в пантеоне общих и наиболее ценимых прав: о них знали, но редко они были главной новостью. В последующие годы, они легли в основу самых поворотных событий 21 века: революции в Тунисе, Египте и в других странах; массовые протесты, которые вынудили руководство таких стран, как Украина, Гватемала, Исландия, Южная Корея, Буркина Фасо и Бразилия, бежать из страны; гражданские движения в Гонконге, Бахрейне, Малайзии и США, и не только.
И, примечательным образом, все это произошло в то время, когда правительства по всему миру стали предпринимать самые масштабные после окончания Второй Мировой Войны действия по отмене гражданских свобод, а именно законы, направленные против НПО, ограничение протестных демонстраций, милитаризировать полицию, кампании насилия, запугивания, стигматизации и аресты активистов, и это далеко не полный список. Будучи Специальным Докладчиком, я стал непосредственным наблюдателем того, как начинались и разворачивались эти действия – я стал свидетелем тех событий, встречался с людьми, выступающими против этих изменений, в попытке осознать и понять их.
По мере того, как подходит к концу срок моего мандата, ясно одно: мы находимся в центре грандиозного противостояния, и это не только касаемо прав на свободу собраний и объединений и либо другого отдельно взятого права. Это борьба за наши права в целом – глобальное столкновение между тиранией и свободой волеизъявления, которая способна повлиять на то, как будет развиваться мир в будущем и для будущих поколений. В этой борьбе сталкиваются люди, которые стремятся участвовать в демократическом преобразовании, и лидеры, которые теряются от мощи вовлеченной толпы, и всеми силами и любыми методами желают остановить ее.
Нельзя продолжать описывать этот конфликт такими эвфемизмами, как «сжимающееся пространство». Это нейтральное по смыслу и эмоциональной нагрузке словосочетание – не отражает смысла ситуации. Этот конфликт – борьба за будущее демократии и демократических ценностей.
Вероятно, это и борьба за само наше существование, учитывая волну серьезных и неразрешимых проблем, с которыми сталкивается мир сегодня: Это – разрушительные войны, разгул коррупции, продолжающееся разрушение окружающей среды, растущая бедность и неравенство, насильственный экстремизм, и усугубляющаяся нетерпимость к «другому»- если называть некоторые из них.
Эти проблемы являются наследием того статуса-кво, который достался нам – и, который подталкивает нас к уничтожению, но при этом сопротивляется переменам изо всех сил.
В интересах всех и каждого дать людям инструменты пошатнуть этот статус-кво, но сделать это мирным путем, чтобы мы могли преобразовать его во что-то устойчивое, равноправное и справедливое. Другими словами, наступило время, когда права на свободу собраний и объединений стали необходимы для того, чтобы люди имели возможность мирным образом выразить свое мнение, привнести свои таланты и поделиться своими идеями.
И, если мы не дадим людям такие инструменты, мир ожидает темное будущее.
Если и есть урок, который я усвоил за время своей активистской деятельности, так это то, что люди, не имеющие возможность участвовать в жизни своего общества, в равной степени не заинтересованы и в развитии этого общества, и, с меньшей вероятностью будут защищать его. Неизбежным образом, у некоторых возникнет соблазн разрушить его, поскольку общество не включает их в себя и не защищает их интересы. Такой взрыв разрушения произойдет не завтра, не на следующей неделе и даже не в следующем году, Но вероятность такая существует: она медленно подогревается в ожидании взрыва.
Борьба, которую мы ведем сегодня – это борьба за создание мира, где каждый сможет внести свою лепту – иметь возможность созидать его, а не разрушать.
Путь к этому миру не будет легким, но я верю, что это в наших руках. Я верю в это, потому что видел, в каждом активисте, с которым встречался, сопротивление тех, кто борется за этот мир. Их решимость указывает на то, что жажду человечества свободы лучшего будущего невозможно утолить. Эту потребность невозможно остановить законами, арестами или запугиванием. Напротив, эти действия смогут лишь ускорить неизбежное.
Хотя срок моего мандата в качестве Специального Докладчика ООН и прекращается 30 апреля 2017 года , я не перестаю участвовать в борьбе. Я присоединюсь к вам – на улицах, в наших сообществах и коридорах властных структур – чтобы обеспечить нашу победу.
For the original English version of this letter, please click here.